Яндекс.Метрика

О ЛОГОТЕРАПИИ

О ЛОГОТЕРАПИИ

Так как я — логотерапевт, и работать с вами я буду применяя методы и техники логотерапии, на этой странице хочу Вас вкратце познакомить с ЛОГОТЕРАПИЕЙ.

Отталкиваясь от психоанализа Зигмунда Фрейда и индивидуальной психологии Альфреда Адлера, осмысливая и практически противопоставляя себя им, родилась Третья венская школа психотерапии — Логотерапия. Это один из видов экзистенциальной психотерапии. 

Основоположник Логотерапии

Основателем Логотерапии является Виктор Франкл, австрийский психиатр и и психотерапевт, ученый, который утверждает, что в «человеке можно увидеть не только стремление к удовольствию или волю к власти, но и стремление к смыслу».  Виктор Франкл родился в 1905г., в годы войны был депортирован в концлагерь. Почти вся семья Франкла погибла. Выжила только сестра. Мать погибла в газовой камере в Освенциме. Остальные члены семьи — в другом лагере. Франкл писал: «Нет ничего в мире, что позволяло бы преодолевать внутренние и внешние проблемы человеку, кроме сознания, что вы нужны в этой жизни. Независимо от того, в каких обстоятельствах вы живете, вы должны жить». В каком-то смысле эти слова являются общим положением логотерапии. Нужно сказать, что идея логотерапии возникла не в лагере. Франкл уже с этой идеей оказался в гетто, и там он апробировал то, что уже разработал ранее.

Виктор Франкл, после освобождения из концлагеря,  написал свою единственную пьесу «Синхронизация в Биркенвальде» в 1946 году. Написал на одном дыхании, за 9 часов. Это искусственно созданное название, состоящее из частей слов, состоящее из частей слов, обозначающих два концентрационных лагеря: Биркенау и Бухенвальд. Тема Холокоста, концлагерей, достоинства человека, его воли к смыслу и человечности. 

Нельзя не сказать и о том, что Виктор Франкл был очень разносторонним человеком: он увлекался горным туризмом, а в  65 лет, когда это увлечение стало для него трудным делом, решил учиться летать на легкомоторном самолете, чтобы получить лицензию летчика. Всей своей жизнью он подавал пример того, что человек должен не просто функционировать, а еще и понимать, для чего это все нужно, к чему можно применить свои умения, навыки и свойства. Все эти особенности говорят о Франкле не только как об ученом, но и как о человеке, вся жизнь которого была практикой логотерапии. Виктор Франкл прожил долгую и насыщенную жизнь. Умер на 97 году жизни.

Суть Логотерапии

Рассмотрим теперь, как логотерапия представляет человека. Но сначала посмотрим, как представлял себе личность Зигмунд Фрейд — сознательное — это актер, предсознательное — режиссер, а бессознательное — сценарист. Макс Шеллер довольно легко относился к бессознательному аспекту человека, не придавал ему большого значения. В его описании человека все сведено до исключительно духовного уровня. Виктор Франкл попытался свести воедино оба эти разные мировоззрения. На рисунке мы видим связь трех измерений, которыми Виктор Франкл описывает личность: физическое, психическое и духовное. 

Выбор одного аспекта и неполное описание человека нередко создают парадоксальную ситуацию в науке. Если цилиндр рассматривать в одной проекции, его можно изобразить в виде круга, если освещать в другой проекции и с большего количества сторон, то его можно рассматривать как прямоугольник. Конечно, цилиндр больше, чем круг, и больше, чем прямоугольник. И психология и философия утверждают, что нет ни одной науки, ни одной дисциплины, которая бы описывала человека полностью, то есть человек всегда больше, чем то, как он описан или чем он является. Я хочу дополнить: человек больше, чем он описан, и больше, чем о нем предполагают, потому что человек способен разрывать цепи закономерностей или создавать новые.

Вопросы смысла в логотерапии

Смысл в логотерапии не метафизичен, а совершенно конкретен. «Это возможность на фоне действительности», — говорил Виктор Франкл. В процессе логотерапии важно говорить о смысле, говорить о том, что есть возможности найти смысл, потому что это терапевтично, это то, что может помочь человеку. Тем не менее, нужно учитывать, что смысл — это не средство для достижения целей, он важен сам по себе, а не потому что он чему-то помогает. 

Но мы не диктуем нашему пациенту смысл. Франкл очень точно сравнил логотерапевта с офтальмологом. Логотерапевт не художник, он не конструирует химеру смысла для пациента, а открывает пациента к миру и совместно с ним открывает его в этом мире. Мы смотрим на все, что остается в открытом пространстве, на возможности, которые еще не реализованы, для того чтобы в конце концов открыть одну из этих возможностей, воплотить ее. Почему логотерапевт не может ответить пациенту на его вопрос о смысле? Потому что смысл у каждого свой. Потому что каждый человек уникален, каждый из нас единственный и неповторимый. 

Логотерапевта интересует прежде всего потенциальный смысл, скрытый в каждой конкретной ситуации. Окончательный же смысл, смысл жизни человека раскрывается только лишь на пороге смерти. Никогда нельзя точно знать, какую пользу этому миру способен принести человек, да и вообще неправильно было бы оценивать человека в терминах пользы и добра, пока он не окажется перед самой смертью, — всегда есть временная возможность совершить подвиг или что-то значительное, возможность изменить что-то. 

Совесть — это способность обнаружить тот единственный и уникальный смысл, который кроется в любой ситуации. Логотерапия как практика экзистенциального анализа призвана в первую очередь привести человека к осознанию собственной ответственности как основы человеческого существования. Понятие ответственности включает в себя представление о долге и обязательстве. 

Одно из определений Франкла на английском языке звучит так: «Meaninng is what is meant» (Смысл — это то, что имеется в виду сейчас, что сейчас на очереди). Или, по — другому, смысл — это то, что в данной ситуации самое лучшее, или то, что должно было бы быть, проблема, которую надо обозначить или с которой надо бороться. 

Пути обретения смысла человеком

Франкл различал три главных пути обретения смысла, три ценности: ценность переживания, ценность созидания, ценность отношения.

Ценность переживания, ценность опыта

Это, наверное, самое простое: нужно быть открытым к тому, что предлагает нам жизнь. Когда мы действительно позволяем себе быть охваченными каким-либо переживанием ( позволяем, чтобы это переживание нас захватило), мы не задумываемся особо о значимости данного момента. Например, мы все находимся в поисках смысла, но, когда слышим симфонию Густава Малера или Баха, у нас больше не возникает этот вопрос.

Вторая ценность — ценность созидания, творческие ценности. 

Моя задача — привнести пользу, новизну или красоту в то, что я получаю от жизни, использовав в том числе и способности, данные мне от рождения; создать нечто, пусть даже это созидание будет простым приготовлением блюда. И совершенно все равно, скажут ли другие спасибо, признают ли они, что ты сделал для них что-то хорошее, или отнесутся к этому равнодушно, — изначальный смысл уже выполнился в совершении творческого акта. Врачи и медсестры выдерживают огромное количество ночных дежурств не ради того, чтобы о них вспомнили, когда будут в следующий раз назначать главврача. Иначе при любом обманутом ожидании каждая ночная смена станет абсолютно бессмысленной и опустошающей. А это не так, и то, что осмысленно для себя, осмысленно уже потому, что это случилось. Что касается творческих ценностей, то и их необходимо постоянно воплощать, начиная от кулинарного рецепта и заканчивая произведениями искусства. 

Ценность — отношения к чему-либо.

И последняя, но немаловажная ценность — отношения к чему-либо. Она особенно важна, когда нельзя больше ничего изменить, когда судьба повернулась к человеку не самой лучшей стороной, например при неоперабельной опухоли. Здесь нет никакой ценности переживания, нет никаких творческих ценностей, здесь есть непреодолимые жизненные обстоятельства, то с чем столкнулся Франкл в концлагере, а позже в своей практике в онкологическом отделении. Собственно, речь идет о том, какую позицию нужно занять, как нужно к этому событию относиться. Франкл говорил: «Если я больше ничего не могу изменить, я могу изменить только своё отношение, а это тоже очень много». 

Задачи логотерапии

Идея логотерапии, задача терапевта — найти и дать человеку самое лучшее. Из каких идей мы исходим?

  1. Человек неделим.
  2. Способы обнаружения нарушения, следов проблем.
  3. Избегание ятрогенных неврозов.
  4. Человек как убежище.
  5. Недопустимость переоценки человеческих слабостей.

Человек неделим

Человек, несмотря на свои три измерения или же благодаря этим трем измерениям, все-таки един и неделим. Работая с пациентом, мы воспринимаем не отдельные части его личности, а воспринимаем его целостно. Учитывая всю важность духовного измерения, мы не упускаем из внимания телесный и психический аспект. 

Способы обнаружения нарушения, следов проблем

В логотерапии есть способ ведения терапии, который называется попеременной диагностикой. Что делает попеременная диагностика? Она пытается получить образ всего человека, а не только его проблемы. Пациенту очень важно осознавать себя чем-то гораздо большим, чем только жертвой нарушений. Попеременная диагностика пытается осветить как проблему, нарушение, симптом, так и то, что отделяет пациента от этого симптома и что могло бы ему помочь. Мы смотрим на негатив и на позитив в жизни и по окончании сессии пытаемся осветить больше позитива. Это действительно важно. 

Избегание ятрогенного невроза

Ятрогенный невроз возникает тогда, когда пациент слишком привязывается к своему заболеванию, симптому, слишком много думает о нем. Часто пациент приходит к нам уже с ятрогенным неврозом, вызванным другими людьми или книгами, которые он изучил до этого. 

Человек как убежище

Это наше пространство, где мы защищены. Окружающий мир обусловливает поведение человека, и человек не свободен от этих условностей. Но он свободен в том, какую позицию он будет занимать по отношению к ним. И убежище состоит в том, что мы и тогда верим в наполненное смыслом человеческое существование, когда определенные нарушения, склонности, ограничения нелегко устранить. Прошлое все равно не изменишь, но место изменения — всегда в настоящем. 

Недопустимость переоценки человеческих слабостей

Они тоже шанс, потому что они неразрывно связаны с самим человеком, неотделимы от него. Мысль о том, что все одинаково экстравертны, или идея о том, что все имеют одинаковые способности, — это нонсенс, потому что каждый человек неповторим и уникален. В этом ключе человеческие слабости можно рассматривать уже не как слабости, а как сильные стороны. Человеческие слабости действительно не нужно переоценивать, но нельзя их и недооценивать. 

Методы логотерапии

Если мы посмотрим, какими методами располагает логотерапия, чтобы помочь человеку, то появляются две концепции — это опора на способность человека, с одной стороны, к самодистанцированию, а с другой стороны — к самотрансценденции. Одно из центральных понятий антропологии Виктора Франкла — самодистанцирование, это духовная способность человека «занимать позицию не только по отношению к миру, но и по отношению к себе».(В.Франкл) 

Самодистанцирование означает, что человек может отойти на такую дистанцию, с которой может вести себя свободно по отношению к себе (например, человек испытывает голод или усталость, но отодвигает это чувство ради того, чтобы завершить работу). 

Понятие самотрансценденции Виктор Франкл формулирует так: «Быть человеком значит выходить за пределы самого себя…. Это означает, что существование является подлинным лишь в той степени, в какой оно направлено на что-то, что не является им самим. … Он обретает себя настолько, насколько оставляет и забывает себя как имеющего первостепенную важность — будь то ради чего-то или кого-то, ради какого-то дела, или ради друга, или «во имя Бога». Борьба человека за свое Я и свою идентичность обречена на неудачу, если она не происходит как самоотверженное посвящение себя чему-то за пределами его Я, чему-то большему, чем его Я».

Послесловие

Безусловно, все изложенное выше, это кратко, сжато и об основном, но есть понятие дерефлексии и понятие парадоксальной интенции, а также техники логотерапии и многое другое. Но, тогда мне придется здесь изложить очень много текста. Я  думаю будет гораздо интереснее, если мы затронем эти темы на личных встречах. Ведь логотерапевт никогда не скрывает какими способами, техниками и методами он работает, и что происходит с пациентом. Нет никаких тайн. Все обсуждаемо и все разъясняется человеческим языком. 

И буквально несколько слов в заключение. Виктор Франкл говорил о таком явлении, когда человек буквально излучает положительную энергию. Этому есть совершенно точное определение — доброжелательность. Логотерапевт, обладающий этим простым, казалось бы, даром, доносит свой доброжелательный настрой до пациента. В этом нет ничего магического, но пациент, который пришел к нему в непростой момент своей жизни, в этом случае легче открывается навстречу. 

«Желать добра» значит «быть достойным любви». И пациент тоже должен это знать. Доверие, которое возникает между ним и психотерапевтом, окажется уже половиной залога их общего успеха. 

 

 

 

Share this...
Share on Facebook
Facebook
0Share on VK
VK
Buffer this page
Buffer
Print this page
Print